Крылов Сергей Валентинович 45лет

ЗА ВЕРУ И ОТЕЧЕСТВО ПОСТРАДАВШИЙ

Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, автор книги «Мологжане».

В трех верстах от села Старый Некоуз и в версте от железнодорожной станции Харино Мологского уезда было некогда славное село Николо-Замошье. Было в этом селе порядка ста дворов, в которых жили больше шестисот человек, и было два величественных храма — один Богоявленский, другой Успенский, в которых на протяжении многих лет священствовал род по фамилии Вознесенские.

Крест на могиле Дмитрия Павловича Вознесенского14:10 1 октября 2013
Рейтинг: +37

В трех верстах от села Старый Некоуз и в версте от железнодорожной станции Харино Мологского уезда было некогда славное село Николо-Замошье. Было в этом селе порядка ста дворов, в которых жили больше шестисот человек, и было два величественных храма — один Богоявленский, другой Успенский, в которых на протяжении многих лет священствовал род по фамилии Вознесенские. В советские годы один из храмов был снесен, некогда уютное село Николо-Замошье выросло в современный рабочий поселок Новый Некоуз, а священник Димитрий Вознесенский стал известен в России как новомученик за веру и Отечество пострадавший.    

ПО СТОПАМ ОТЦА

Димитрий Павлович Вознесенский родился 8 октября 1855 года. Его отец, священник Павел Вознесенский, был настоятелем храма Богоявления Господня в Николо-Замошье, а мать — простой крестьянкой из того же села. Многодетная семья Вознесенских жила бедно и постоянно пребывала в нужде: нужно было не только прокормить семь человек детей, но и содержать большой приход. И потому, еще учась в церковно-приходской школе Николо-Замошья, Дмитрий Вознесенский в возрасте 12 лет стал прислуживать с отцом в храме в качестве псаломщика — чтеца церковных текстов. Больше пяти лет Димитрий на практике изучал основы богослужения, молитвы и песнопения и в 17-летнем возрасте уехал в Ярославль поступать в духовную семинарию.  

В 1877 году после успешного окончания семинарии в возрасте 23 лет Димитрий вернулся в Николо-Замошье и по решению епархиального совета стал пономарем, то есть церковным прислужником в родном храме. В его обязанности входило звонить в колокола, петь на клиросе и помогать отцу во время богослужений. Спустя полтора года Димитрий женился на местной девице Марии Константиновне Смирновой, и вскоре у них появился первый ребенок — сын Петр.

ОТЕЦ ДИМИТРИЙ

После пяти лет службы пономарем 4 июня 1882 года Димитрия Вознесенского рукоположили в диаконы и определили штатным клириком в церковь Успения Божией Матери села Николо-Замошье. С тех пор началась его священническая жизнь. С матушкой Марией рядом с храмом они построили дом, развели большой огород, родили еще несколько детей. В начале 1900-х годов настоятель прихода отец Павел скончался, и в 1910 году по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона будущего Святейшего патриарха отца Димитрия рукоположили в иерея — священнослужителя и назначили настоятелем родного прихода. Но вскоре у батюшки пошла в жизни черная полоса — сначала скоропостижно скончалась его супруга, затем один из сыновей. Но отец Димитрий не впал в уныние, а напротив, стал вести более активную жизнь — преподавал в церковно-приходской школе, помогал словом и делом нищим и убогим. Вроде бы такой тихой сельской священнической жизнью и прожил бы свой век отец Димитрий Вознесенский, если бы не грянула в России революция…

ГОДЫ РЕВОЛЮЦИОННЫЕ, МЯТЕЖНЫЕ…

Начавшаяся в России гражданская война охватила все города великой империи. Докатилась она и до Ярославля, где мощно вспыхнул антибольшевистский савинковский мятеж, который перекинулся сначала на Рыбинск, а потом и на другие города губернии, в том числе и на тихие мологские села. В Николо-Замошье к гражданскому сопротивлению в городах сначала отнеслись равнодушно, мало ли там чего происходит, но когда волна установления советской власти докатилась до их родного села, местные жители молчать не стали и 16 октября 1918 года устроили свое восстание против насаждения советского режима, в результате которого погибли несколько местных мужиков. Отец Димитрий, конечно, отрицательно относился к большевикам и всячески призывал свою паству не принимать участия в кровопролитии. Однако народ, подстрекаемый эмиссарами из центра восстания, требовал провести крестный ход, отслужить молебен и благословить их на «ратный подвиг» в борьбе с большевистским врагом. Несмотря на то, что все жители Николо-Замошья и Некоуза знали о новом декрете советской власти, запрещавшем крестные ходы и молебны в общественных местах, отец Димитрий Вознесенский вместе со вторым священником их прихода отцом Сергием Розовым решились быть с народом и провести моление в роковой для Ярославского края час… Все понимали, что подобное мероприятие красноармейцы батюшкам не простят. Отец Сергий в своем дневнике так написал о том моменте: «Уступая такому неотступному требованию, а также принимая во внимание и обязанность священника быть всем для всех, мы отправились на станцию и там совершили моление Спасителю, Покрову Пресвятой Богородицы и Святителю Николаю, причем я велел диакону на ектении присоединить моление «о умножении любви и искоренении ненависти и всяких злоб». В начале молебна я просил богомольцев просить Господа о даровании нам мира, согласия и порядка. Когда молебен уже окончился, и я хотел богомольцев благословлять Святым Крестом, отец Димитрий Вознесенский заявил мне, что он желает говорить. Я остановился. Речь его была такова: «Я не ошибусь, если скажу, всем нам в настоящее время живется очень тяжело. Грабят, отбирают хлеб, святыни, притесняют служителей церкви. Все это проделывает так называемая партия большевиков, которая самовольно захватила власть. Так жить нельзя. Необходимо Учредительное Собрание для избрания законной власти». После молебна причт отправился домой».

НА ПОГИБЕЛЬ

Отец Димитрий на этой проповеди в самой резкой форме отказался от признания законности власти большевиков. Это означало, что он не только добровольно шел на крест, но и прямо вызывал огонь на себя.

Дальше события разворачивались с роковой неотвратимостью. В своих дневниках отец Сергий раскрывает тайны тех дней и часов: «17-го октября в 8 часов утра отец Димитрий Вознесенский велел сторожу звонить в большой колокол к литургии. Из Рыбинска приехал карательный отряд, и все повстанцы после слабого сопротивления разбежались. Услыхавши звон большого колокола, красноармейцы думали, что это призыв к восстанию и что в нашем селе находится центр этого восстания и главное гнездо контрреволюции. Поэтому они бросились к нашему селу и к храму. Двое из них пошли в храм, где совершал отец Димитрий литургию. Один солдат остался у храма, а другой с винтовкой вошел в храм. Читали апостол. Солдат, войдя в храм, закричал: «Прекратить богослужение». Отец Димитрий начал читать евангелие. Солдат с ружьем вошел на амвон, подошел к царским вратам и стал требовать, чтобы отец Димитрий прекратил богослужение и хотел его вытащить через царские врата из алтаря. Отец Димитрий сказал ему, что он — солдат на своем посту, а он — священник  на своем посту и прекратить богослужение не имеет права. Тогда солдат сказал ему, что он будет стрелять и стал приготовлять ружье к выстрелу. Отец Димитрий сказал: «Стреляй, я готов». Но у ружья что-то выпало, и выстрел не получился. И солдат со словами «все равно от нас не уйдешь» из церкви вышел. Богослужение после этого продолжалось без всяких препятствий; пели на клиросе некоторые богомольцы. Были причастники, накануне исповедавшиеся. После службы отец Димитрий прошел домой, закусил и немного отдохнул. Внезапно появились солдаты и потребовали, чтобы он шел на станцию Некоуз. По дороге  издевались над ним. Спросили: «Давно ли ты служишь?» — «45 лет», — ответил он им. «Давно же ты грабишь народ». «Спросите народ, как я грабил его», — и тут же начал объяснять конвоирам, что они худо поступают, отбирая у населения деньги, имущество и хлеб и оскорбляя святыни.

Его дочь Ольга пошла вслед за отцом и его конвоирами на станцию. Когда проходил допрос, она стояла рядом с помещением, куда ее, конечно, не пускали. Когда на вопрос молоденького красноармейца «что ты тут ходишь?», она ответила, что она дочь арестованного священника, солдатик сказал ей: «Плохи его дела, он им всю правду в глаза говорит, дак они его расстреляют».

После допроса отца Димитрия вывели на улицу, там неподалеку от станции весь вечер и всю ночь под холодным проливным осенним дождем стояла его дочь Ольга. Пока батюшку вели на посадку в поезд, он сумел отодвинуть конвоиров, подошел к дочери и тихо в последний раз ее обнял… Красноармеец ткнул батюшке дулом ружья в спину и затолкал в мотовозку, которая увезла священника в Шестихино. Там на железнодорожной станции отца Димитрия снова допрашивали. На всех допросах он повторял то же самое, что говорил в своем слове после молебна.

В 2 часа ночи с 17-го на 18-е октября вблизи станции  Шестихино отца Димитрия вместе с другими расстреляли и тут же, у самой станции, почти на путях, зарыли».

О том, как произошел расстрел, спустя годы Ольга написала в своих воспоминаниях: «…После ночного допроса отца я со станции ушла домой, а его увезли в Шестихино… Лишь холодным мглистым рассветом следующего дня кто-то забарабанил в дверь. Это оказался наш племянник. Юркий паренек умудрился пробраться к месту расстрела и видел все с начала до конца. Он рассказал, что расстреливали четверых при свете прожекторов. Когда им приказали повернуться затылком, кто-то упал, моля о пощаде, кто-то отвернулся. Отец Димитрий стоял прямо, глядя на красноармейцев. После первого залпа он продолжал стоять, так как никто не решился убить его. Тогда комиссар, с бранью выхватив ружье у одного из солдатиков, сам выстрелил в священника. Все было кончено. Мой муж, Николай Петрович Изюмов, начал хлопотать о том, чтобы семье было позволено перезахоронить отца на церковном кладбище. Отец Сергий Розов пишет, что ему это не было позволено, но нам рассказывали иначе. Разрешение было получено, но церковные власти не советовали Николаю Петровичу воспользоваться им, так как, зная о любви к отцу Димитрию прихожан, опасались, что похороны выльются в демонстрацию, что повлечет за собой новые жертвы. «После расстрела отца Димитрия ситуация успокоилась, не надо будоражить народ, Дмитрий Павлович и сам бы этого не одобрил», — сказали моему мужу. Не исключено, что разрешение на перезахоронение было дано именно с провокационной целью. Посоветовавшись, мы решили отца не перезахоранивать…»

Спустя несколько дней на месте расстрела и захоронения отца Димитрия рядом со станцией Шестихино отец Сергий отслужил заупокойную панихиду и установил крест. Этот крест простоял над могилкой расстрелянного батюшки до 1935 года, а потом его срезали и по этому месту проложили дорогу от Шестихина до Брейтова. Долгие годы эта дорога была грунтовая, по ней ездили тракторы и прочая техника местных колхозов, лишь в 1970-х годах ее закатали в асфальт. Лишь немногие некоузские старожилы в советские годы знали, что под этим толстым слоем асфальта покоятся мощи священномученика Димитрия Павловича Вознесенского, о котором в советской истории Некоузского края не было никакой информации. С началом перестройки в 1990-х годах об отце Димитрии в открытых источниках стала появляться информация, а в октябре 2001 года решением Архиерейского собора Русской православной церкви иерей Димитрий Вознесенский был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников российских за веру и Отечество пострадавших.

В НАШИ ДНИ

До наших дней сохранился лишь один храм в селе Новый Некоуз, где служил отец Димитрий — в честь Богоявления Господня. Этот храм с величественной краснокирпичной колокольней сегодня является визитной карточкой Некоузской земли. Рядом стоявший храм Успения Пресвятой Богородицы незадолго до начала Второй мировой войны был снесен. В двух шагах от Богоявленского храма до наших дней сохранился дом, где на протяжении 45 лет жил отец Димитрий со своей семьей. Сегодня этот дом находится в ужасном аварийном состоянии. После решения Архиерейского собора на крыльце дома местные краеведы повесили небольшую мемориальную табличку со словами: «Этот дом построен в 1906 году Димитрием Павловичем Вознесенским, священником Николо-Замошской церкви. Из этого дома его увезли на расстрел 17 октября 1918 года. Постановлением Священного синода от 6 октября 2001 г. священник Димитрий Вознесенский включен в Собор новомучеников и исповедников российских ХХ века».

В храме, где служил отец Димитрий, в каждые дни его памяти совершаются поминальные богослужения, на которые съезжаются не только паломники из Рыбинска, Ярославля и Москвы, но и многочисленные правнуки и праправнуки отца Димитрия, ныне живущие в разных уголках нашей страны.

14 августа нынешнего 2013 года по просьбе верующих и родственников рядом с местом захоронения отца Димитрия в метре от трассы Шестихино — Брейтово был установлен поклонный крест.

Комментарии к статье:

Имя * (до 50 символов):
Комментарий * (до 500 символов):

Для зарегистрированных пользователей ограничения по количеству символов в тексте комментария нет.

незванный гость1 октября 2013, 15:46-0+
много новых для меня исторических фактов в этой трагической судьбе и хорошо знакомых местах. да, действительно, пострадал о. Димитрий за свою Веру, но только при чем здесь Отечество? Ведь Церковь, предав Царя-Самодержавца Российского, встала тогда на сторону врагов Отечества. Разве не так?
гость2 октября 2013, 08:29-1+
Видать не вся Церковь предала Царя-Самодержавца Российского, отец Димитрий ценой своей жизни его не предал и ещё тысячи священников посаженных и расстрелянных остались в душе верны царю и Отечеству царских времён
незваный гость2 октября 2013, 10:55-0+
чужая душа — потемки, потому будем говорит о фактах. а они таковы, что о. Дмитрий не только " в самой резкой форме отказался от признания законности власти большевиков", но и стал организатором антиправительственных массовых акций. А где же его протест против установленной С.Синодом молитвы за здравие Временного Правительства и негодования по поводу свержения Царя и выноса царского кресла из Синода?
гость2 октября 2013, 13:33-0+
Вы же сами сказали чужая душа потёмки, какие могут быть факты? Надо было жить в то время и быть знакомым с этим человеком, тогда говорить о фактах. Сегодня любые факты можно высосать из пальца, кому какие факты нравятся больше У автора одни, у вас другие, у гостя атеиста 10:59 свои, у меня вообще нет фактов, просто выразил своё мнение
незваный гость2 октября 2013, 15:43-0+
я уважаю ваше мнение, но ведь и его вы основываете на фактах. иначе откуда взялись " тысячи священников посаженных и расстрелянных". ну, а чтобы разобраться, как такое могло случиться, нам опять же нужны факты, которые, к сожалению, — и здесь я с вами соглашусь,- запросто могут быть искажены, извращены или банально сфальсифицированы. поэтому мне интересны и ценны вот такие заметки местных исследователей нашей трагической и героической истории.
гость2 октября 2013, 16:29-0+
Насчёт массовых репрессий священнослужителей, думаю знает любой, хоть немного интересующийся историей. Знаменитая фраза Ленина: Надо как можно больше расстреливать попов, точно не из пальца высосана, подтвердит любой историк самого левого толка, фактически эта фраза исполнялась повсеместно Нынешняя верхушка коммунистов тоже не открещивается от этих фактов, называя их скромно перегибами
незваный гость2 октября 2013, 21:42-0+
данная фраза вырвана из контекста. можете привести все высказывание в контексте?
кстати, в случае с о.Дмитрием, вставшим на путь контрреволюционного выступления в самый критический для Отечества момент — анархия, бандитизм, грабежи и разбой- это высказывание как нельзя по делу.
незваный гость2 октября 2013, 21:47-0+
кстати, во времена Великой Французской революции священнослужитель типа о. Дмитрия за подобные высказывания и действия был был прямо на месте вместе со всей своей семьей и прихожанами разделан на мелкие кусочки.
Другой гость3 октября 2013, 09:53-1+
Ты либо дурак незваный гость, либо осёл, что в принципе одно и тоже. Франция живёт по сей день после революции, а СССР исчез. Так что жертвы во имя переворота в 17 году, были напрасны. Жаль, что твоих предков под случай, не разделали на мелкие кусочки, сегодня не гундосил бы и не пел хвалебные оды преступникам большевикам, уничтожавших русский народ
незваный гость 3 октября 2013, 18:07-0+
сам ты одновременно и дурак, и осел!
незваный гость3 октября 2013, 18:12-0+
ни в одной стране мира, ни во Франции, ни Великобритании, да нигде- не плюют так смачно в свою истории как в современной демократической России. И журналисты с б. советской интеллигенцией здесь в первых рядах, соревнуются на ТВ и других СМИ, кто смачнее плюнет.
Гость3 октября 2013, 19:02-0+
Со мной поговори урод. Чего кличку сменил, был niv, теперь незваный. Думаешь не узнал тебя, выжившего из ума старикана свихнувшегося на почве любви к большевикам. Ты же дворником подрядился в Рыбинске, какой на х… из тебя историк, вали на ветку о поездах плети, больше ни на что не способен старческая плесень. Старуха твоя жива или уже ласты склеила, от жизни с таким безумцем?
незваный гость3 октября 2013, 19:25-0+
сам ты урод и в этом выше расписался!
Гость3 октября 2013, 19:57-0+
На соседней ветке тебе предложение сделали, поддерживаю, могу присоединиться, перетрём кто из нас урод и прочее…
незваный гость3 октября 2013, 21:33-0+
пошел ты…
Гость3 октября 2013, 21:59-0+
И ты иди…чего ссышь о встрече?
незваный гость3 октября 2013, 22:51-0+
встречайся завтра со своим психиатром, а сегодня прими таблетки и ложись спать!
Гость4 октября 2013, 08:46-0+
Бздишь? Чего тогда выёживаешься? Тебе предлагают встретиться и мирно потолковать, а ты в штаны навалил от страха. Что же ты за мужик или не мужик вовсе, а шлюха трусливая? Покажи свой бабе сайт, как тебя поливают и унижают, пусть посмотрит на «смелого своего героя»
незваный гость4 октября 2013, 09:03-0+
таблетки, вижу, тебе не помогают, тады попроси сделать тебе укол от злости!
Гость4 октября 2013, 10:05-0+
Тварь трусливая, пьян конченая, старый маразматик, любой оскорбляющий эпитет тебе подойдёт. Ты беспомощный дебил и трус, продолжай болтать сам с сбой, не долго дёргаться осталось тебе на этом свете. С удовольствием приду нассать на твою поганую могилу!
Ирина Санадзе (Изюмова)4 октября 2013, 22:41-0+
Он не был организатором антиправительственных акций и, избегая кроаопролития, принал огонь на себя. Это я знаю из рассказов дочери священнка — Ольги Дмитриевны Вознесенской.
незваный гость5 октября 2013, 01:42-0+
Ирина, как там говорится: судьба избавителя стать жертвой…
В юности бывал в храме, где служил отец вашей подруги, сейчас часто проезжаю мимо того места, где он принял свою смерть. А сколько таких мест и безымянных могил по всей Стране, одному Богу известно. Да и в смерти 900 тысяч русских в Первой мировой кто виноват? А сколько совсем молодых ребят уже в нашу новейшую историю ушли навечно от своих матерей и отцов, жен и детей…
Сергей Васильевич 5 октября 2013, 08:26-0+
Да уж, столько безымянных могил оставила после себя советская власть только Богу известно и в сегодняшнее время поисковики находят останки репрессированных. Но самое противное не могли по человечески похоронить участников Великой Отечественной, видать денег не было в СССР и времени не хватило что б найти и похоронить последнего солдата. Лишь в последние годы сооружают Мемориалы и ставят памятники с перечисленными именами героям отдавших жизнь за Родину, в том числе Яр.обл.
правдоруб 5 октября 2013, 16:11-1+
Советская власть конечно могла похоронить по человечки участников ВОВ, обязана была это сделать и деньги были и времени навалом, но сознательно замалчивала число армейских потерь. Места массовых захоронений равняли с землёй, строили на них всевозможные объекты, вычёркивая из памяти людской, погибших бойцов, как будто их и не было. Так проще, нет тела – нет дела. Также поступили с 1-й мировой, кто о ней знал в Союзе, так, упоминали между делом.
гость2 октября 2013, 10:59--2+
на пустом месте делают мученика — лучше расскажите, как сладко жили попы до революции — в двух церквях окормлять… а заодно о оббирать паству… Ну как сейчас примерно — церковь не платит налогов… понятно за что — чтоб эксплуатируемым внушать главный постулат — вся власть от бога
Ирина Санадзе8 октября 2013, 01:02-1+
Сначала обирали народ, а потом шли на крест, чтоб этот народ защитить, предотвратить кровопролитие ценой собственных жизней?
Я тоже хочу поблагодарить автора статьи от имени потомков Священномученника Димитрия Вознесенского.
Вот ссылка на фильм об отце Димитрие Павловиче Вознесенском: www.youtube.***/watch?v=thllrjDcz4o
Л. Ватлина4 октября 2013, 23:57--3+
Признательность автору за освещение темы, но, к сожалению, есть неточности. О них можно будет поговорить лично. Всего доброго
Сергей КРЫЛОВ6 октября 2013, 11:38-1+
Лидия Павловна, это не неточности, это «недорассказание» некоторых моментов. Они просто отсутствуют в тексте, хотя могут быть полезными и интересными. Однако это не умаляет заслуг автора, спасибо Дмитрию Коновалову!
Л. Ватлина11 октября 2013, 17:32--1+
Не спорю, не умаляет :) Но как краеведу, можно было бы что-то знать точнее
Л. Ватлина11 октября 2013, 17:39--1+
Еще хотелось бы познакомиться с автором, к тому же написавшем книгу о мологжанах. Не знает ли автор потомков М. Задоровой? Я была в музее Мологи в Рыбинске. Там, в благодарственном письме упоминается некая Задорова. Хотелось бы ее разыскать. Спасибо за внимание к моим репликам.
Крылов Николай5 октября 2013, 14:14-2+
СПАСИБО ОГРОМНОЕ автору за память об отце Димитрие. Мученике и подвижнике земли Некоузской…
гость6 октября 2013, 09:29-1+
Поддерживаю! Это тупым атеистам на сайте, не понять подвижническую деятельность отца Димитрия