От юбилея трамвая - к юбилею Ярославля

Олег ГОНОЗОВ.

Сегодняшний Ярославль невозможно представить без городского электротранспорта. Сто единиц троллейбусов и пятьдесят с лишним единиц трамваев ежедневно выходят на улицы древнего города, чтобы обслужить тысячи пассажиров.

История ярославских трамвая и троллейбуса00:00 31 октября 2007
Рейтинг: +4

Но за привычными для нас маршрутами троллейбусов и трамваев стоят люди: водители, кондукторы, монтеры пути, слесари, электромонтеры контактной сети. Это благодаря их труду городской электротранспорт, несмотря на все трудности, а их, как и везде, хватает, работает без серьезных сбоев.

О том, что собой представляет сложное, разбросанное по разным районам города хозяйство муниципального унитарного предприятия «Яргорэлектротранспорт», и его планах к грядущему тысячелетию Ярославля мы беседуем с директором Владимиром Григорьевичем ТАТАРИНОВЫМ.

СТОЛЕТНИЙ «ДЕДУШКА»

Как известно, 2000 год был отмечен вековым юбилеем ярославского трамвая. В честь такой круглой даты Министерство транспорта России выбрало наш город местом проведения конкурса водителей трамвая. Продемонстрировать свое профессиональное мастерство в Ярославль приехали водители из 43 городов страны. Два дня участники конкурса соревновались в теоретических знаниях и практических навыках вождения на маршруте N 6. А первое место в честной и нелегкой борьбе заняла наша землячка — победительница городского конкурса, водитель первого класса Лариса Ускова.

Да, редкий город не только в нашей стране, а и в Европе в целом может похвастаться трамваем с вековой историей. Даже в Москве и Санкт-Петербурге «городская электрическая железная дорога», как тогда называли трамвай, появилась позже, чем в Ярославле.

В день открытия трамвайного движения 17 декабря 1900 года «Северный край» сообщал, что «трамвай внесет значительные изменения во весь строй городской жизни». И с этим утверждением трудно не согласиться.

Заключив концессионный договор с Бельгийским анонимным обществом тяги и электричества на постройку в Ярославле городской железной дороги, отцы города понимали, что это непростой, но очень необходимый шаг к прогрессу. И дедушка-трамвай сделал свое дело. Составив конкуренцию конным экипажам, это чудо техники, движущееся благодаря «бесовской силе», как, крестясь, шептали вслед ему обыватели, сократил расстояния и завоевал любовь горожан. А некоторые из проложенных для него маршрутов, как, скажем, нынешний N 3, связывающий центр города с вокзалом Ярославль-Главный, существуют по сегодняшний день.

МЛАДШИЙ БРАТ ТРАМВАЯ

Троллейбус стал теснить своего старшего брата в Ярославле только в конце сороковых годов. И это несмотря на то, что ежегодно начиная с 1936 года ярославский автозавод давал путевку в жизнь сотням троллейбусов. Но все они уходили в Москву и Ленинград, а сапожник, как всегда, оставался без сапог.

Решение о строительстве в Ярославле первой троллейбусной линии «Всполье — Красная площадь» принимал Совет Министров СССР. Для ее прокладки пришлось полностью реконструировать улицу Свободы, демонтировать трамвайные пути, проложить контактную сеть, построить депо. Первыми водителями троллейбусов стали водители трамваев, прошедшие обучение в Горьком.

И, как водится, к очередной красной дате, 7 ноября 1949 года, младший брат трамвая — троллейбус, который с первых же дней был по достоинству оценен ярославцами, стал наматывать круги между Красной площадью и вокзалом Ярославль-Главный. И так разогнался, что до сих пор остановиться не может. Как говорят кондукторы, самый экономически выгодный маршрут.

В шестидесятые годы троллейбусы окончательно выжили трамваи с Московского проспекта, взамен здесь пролегли троллейбусные маршруты N 9 и N 5. Но на этом победный марш «двурогого» электротранспорта не завершился. По Тутаевскому шоссе в Брагино побежали троллейбусы маршрута N 4, а затем

N 8 и N 7.

Но это не решало транспортных проблем растущего не по дням, а по часам Северного жилого микрорайона. И в преддверии 60-летия Октября в партийном руководстве зашел разговор о пуске «скоростного трамвая», который благодаря виадукам и тоннелям свяжет Брагино с поселком Сокол. Работы начались в 1976 году, но отпущенных денег хватило только на первую очередь «дороги жизни» от ЯМЗ до улицы Колесовой. К тому же по Ленинградскому проспекту трамвай не пустили, заставили сделать крюк, и по причине множества поворотов и перекрестков идея «скоростного трамвая» умерла в своем зародыше. Зато в утешение для жителей Брагина вскоре был открыт трамвайный маршрут N 6. А вот план строительства троллейбусной линии из центра города через Октябрьский мост в Заволжье так и остался нереализованным.

АДСКИЙ ТРУД

Уже в нынешнем веке Ярославское трамвайно-троллейбусное управление, считавшееся последние тридцать лет планово-убыточным предприятием, было преобразовано в МУП «Яргорэлектротранспорт» и на тридцать процентов финансируется из городского бюджета.

В стране, где вместо достойных пенсий и зарплат государство налево и направо раздавало всевозможные льготы, общественный транспорт по определению не мог работать рентабельно. Так, в 1997 году правом бесплатного проезда в троллейбусах и трамваях пользовались 60 категорий населения.

В отличие от военных лет, когда проезд на трамвае без билета приравнивался к вредительству и карался суровым штрафом, нынешнее нововведение о взимании штрафов только сотрудниками милиции открыло «зайцам» эру милосердия. Если в салоне по какой-то причине отсутствует кондуктор, то далеко не все пассажиры спешат приобрести билет у водителя, а надеются на русское «авось». Но здесь, наверное, стоит их разочаровать. С недавних пор проверки билетов контролерами в общественном транспорте возобновились и проводятся, как требует закон, с участием сотрудников милиции, которые в каждом случае составляют акт об административном правонарушении.

Что же сегодня собой представляет МУП «Яргор-электротранспорт»? Прежде всего это трудовой коллектив, где трудятся почти две тысячи человек. Если учесть, что средняя заработная плата по Ярославлю в 2006 году составляла 11200 рублей, а на гор-электротранспорте — 7454, то можно понять и текучесть кадров на предприятии, и то, что четверть работающих здесь пенсионеры. Но справедливости ради надо отметить, что водители электротранспорта выходят на пенсию на пять лет раньше обычных пенсионеров: женщины — при стаже линейной работы 15 лет, мужчины — при стаже

Комментарии к статье:

Имя * (до 50 символов):
Комментарий * (до 500 символов):

Для зарегистрированных пользователей ограничения по количеству символов в тексте комментария нет.